Предварительная регистрация по ссылке (Таймпад):
https://ipraktik.timepad.ru/event/3274768/
«ТВОРЧЕСТВО И ПСИХИКА:
КОГДА ‘БОЛЕЗНЬ’ РЕАЛИЗУЕТСЯ В ТВОРЧЕСТВЕ,
А ТВОРЧЕСТВО ПЕРЕХОДИТ В ‘БОЛЕЗНЬ’»
Приглашаем коллег присоединиться к нашей работе –
с тематическим докладом или выступлением в дискуссии.
Основная программа круглого стола:
- Вступительный доклад:
д.и.н. В.И. Харитонова «”Когда безумие благословенно”: ‘шаманская болезнь’ или ‘духовное становление’?»
- Доклады (до 45 мин.) и выступления (до 20 мин.):
- к.м.н. М.В. Головизнин «Взаимное влияние болезни и творческого акта (Кандинский, Ван-Гог, Шаламов)»
- В.В. Рябиков «Атипичные состояния сознания: нейронный резонанс в истеродемонических и ресурсных состояниях»
- Е.С. Ратничкина «Творческий / шаманский процесс в транс-ориентированных практиках»
- К.В. Беляева «Мой опыт транс-ориентированных практик: экстатический транс и творческие озарения»
Далее – свободная дискуссия, (выступления до 5 минут) участниками которой могут стать исследователи разного профиля, специализирующиеся на изучении ИСС (измененных состояний сознания), антропологи, нейрофизиологи, психиатры, психотерапевты и психологи, шаманы и целители, лица, практикующие транс и медитацию, переживавшие необычные состояния сознания…
Информация о докладах и докладчиках
«Взаимное влияние болезни и творческого акта
(Кандинский, Ван-Гог, Шаламов)»
к.м.н. Марк Васильевич Головизнин — доцент Российского университета медицины, член Совета Ассоциации медицинских антропологов (Россия), член Российского философского общества. Его работа «Творческий акт глазами врача» была опубликована в сборнике Института Искусствознания «Теория художественной культуры» в 1998 г.
Аннотация. В докладе будут затронуты вопросы, связанные с «бессознательным», влияющим на неуправляемые стороны творчества на примере известных людей. Эта тема широко и давно обсуждаема.
Еще в 1863 году на эту тему вышла книга врача Чезаре Ломброзо «Гениальность и помешательство». Однако интерес к ней не пропадает.
В ХХ веке искусство авангарда, обратилось к «коллективному бессознательному», имевшему истоки в народной культуре. Так, например, северная крестьянская культура, зырянские орнаменты и бубны остяцких шаманов повлияли на творчество Василия Кандинского, совершившего этнографическую поездку на Русский север в начале ХХ века. Эта поездка резко изменила его судьбу. За полвека до этого российский ученый-этнограф, носитель традиционной культуры казахов Ч.Ч. Валиханов в работе «Следы шаманства у киргизов» писал, что шаман – это поэт, музыкант, прорицатель, но, вместе с тем, и врач.
Особый акцент будет сделан на творческой судьбе поэта и прозаика Варлама Шаламова, который был связан с медициной в профессиональной деятельности, находясь в лагере («медик поневоле»). Известно также, что практически весь временной промежуток, отведенный ему судьбой для творчества, Шаламов страдал прогрессирующим заболеванием нервной системы, поражавшим прежде всего слух и зрение, столь важные для творца органы чувств. В последние годы жизни он много занимался вопросами самопознания творческого акта.
В этих его рассуждениях не раз всплывают не только одушевленные образы природных явлений, но и обладатели способностей погружения в измененные состояния сознания. Возможно, в связи с этим Шаламов мифологизировал биографию своих предков-священников, сообщая, что кто-то из них был «из шаманского рода, незаметно и естественно сменившего бубен на кадило».
«Атипичные состояния сознания:
нейронный резонанс в истеродемонических и ресурсных состояниях»
Вадим Вадимович Рябиков – психолог, композитор, музыкант, автор психотерапевтического метода «Интерактивный резонанс», экс. заведующий сектором Культурного и природного наследия Белого моря и Соловецкого архипелага Российского НИИ Культурного и Природного наследия им. Д.С. Лихачева, участник научно-исследовательских экспедиций в экстремальных зонах (Арктика, Южная Америка, Юго-Восточная Азия), эксперт лаборатории геокультуры Арктики Государственного института культуры и искусств Арктики (Саха/Якутия). Научный руководитель международных экспедиций, в т.ч. «Всплеск вечности», «Арктика – территория открытий». Область научных интересов – символический потенциал природных ландшафтов. Создатель направления пси-географической музыки. Участник движения за сохранение священных мест природного происхождения «Икуашендуна», объединяющего коренные народы Америки. Соавтор монографии «Геокультуры Арктики: методология анализа и прикладные исследования».
См. о нем: https://ecopoiesis.ru/intervyu/article_post/intervyu-s-vadimom-ryabikovym (Копытин А.И. Интервью с Вадимом Рябиковым // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. – 2022. – T. 3, № 1. [Электронный ресурс])
Образцы психогеографической музыки, созданной Вадимом Рябиковым, представлены на сайте Пси-география (http://psy-geography.ru) – http://psygeography.ru/psi-geograficheskaya-muzyka
Аннотация. В сообщении будет предпринята попытка сравнительного процессуального анализа и анализа содержания обычного состояния сознания и нетипичных состояний сознания. При этом исследуются различия между истеродемоническими состояниями (например: истерия, вызванная толпой; меряченье, амок и т.д.) и ресурсными состояниями (например: поток, пиковые переживания, грув, творческое вдохновение). Хотя все нетипичные состояния включают нейронный резонанс, ключевое различие заключается в роли лобной коры. В истеродемонических состояниях нейронный резонанс происходит в первую очередь в подкорковых и лимбических структурах, что приводит к эмоциональному заражению, снижению когнитивного контроля и снижению самосознания. Напротив, ресурсные состояния поддерживают вовлечение фронтальной коры, обеспечивая скоординированную синхронизацию всего мозга, которая усиливает познание, креативность и решение проблем.
«Творческий / шаманский процесс
в транс-ориентированных практиках»
Елена Сергеевна Ратничкина – руководитель Института транс-ориентированной психологии им. Фелиситас Гудман; аналитический психолог, специалист по регрессионной терапии, практик и исследователь шаманизма. Член Ассоциации медицинских антропологов (Россия). Аспирантка ИАЭ РАН.
Аннотация. Наше тело является универсальным инструментом для того, чтобы проникать в разнообразные реальности, миры, в которых мы живем. Оно может помочь нам приобрести непосредственный опыт погружения в живую информационную систему сознания. Сочетание ритмической стимуляции человеческого тела с ритуальными позами может произвести значительные изменения в сознании, позволяющие человеку ощущать различные сферы, пространства «альтернативных реальностей».
Тип транса, который исследовала американский антрополог Фелиситас Гудман (1914 – 2005) – это транс, возникающий в результате ритмической стимуляции, производимой шаманскими погремушками или барабаном со скоростью 210 ударов в минуту. Такой ритм помогает преодолеть блокировку нервной системы и достичь измененного состояния сознания. Подобное измененное восприятие делает возможным визионерское, познавательное, творческое переживание, в котором участвуют все наши телесные чувства.
Статуэтки и наскальные рисунки, изображающие людей в необычных положениях тела, долгое время составляли интерес исключительно историков культуры или археологов. Выявить в данных изображениях ритуальную составляющую удалось в середине прошлого века именно Ф. Гудман.
Ее рабочей гипотезой стала идея, что эти статуэтки – ритуальные инструкции для входа в иное, творческое, шаманское измененное состояние сознание. Соответственно, статуэтка – это древний «исходник», артефакт, положение которого надо повторить, чтобы телесное/эмоциональное/когнитивное состояние изменилось. Тысячи участников по всему миру подтвердили безопасность и огромную эффективность данного метода в стимулировании собственных внутренних сил, активизации процессов исцеления и доступа к творческой энергии.
«Мой опыт транс-ориентированных практик:
экстатический транс и творческие озарения»
Ксения Викторовна Беляева – практик и исследователь шаманизма, супервизор Шаманской школы ИТОП. Изучает метод экстатического транса уже более трех лет. Убеждена, что за это время ее жизнь поменялась значительным образом: изменились представления о мире, о том, что такое «транс», «измененное состояние сознания» и как в него попасть, а также какую внутреннюю работу в нем можно сделать. Она расскажет о тех ритуалах, которые проводятся на регулярной основе в ИТОП, а также о собственном визионерском и творческом опыте как клиента, так и ведущей данной практики.
* * * * *
Ломброзо Чезаре (1835—1909)
Чезаре Ломброзо (Lombroso), итальянский врач-психиатр и антрополог, родился 6 ноября 1835 года в Вероне, скончался 19 октября 1909 года в Турине.
Родился в богатой еврейской семье. Третий из шести детей Ароне Ломброзо и Дзефоры Леви. Изучал литературу, лингвистику и археологию в университетах Падуи, Вены и Парижа, но поменял свои планы и стал хирургом в армии в 1859 году. В 1866 году он был назначен приглашенным лектором в Павии, а позднее, в 1871 году, возглавил психиатрическую больницу в Пезаро. Ломброзо стал профессором судебной медицины и общественной гигиены в Туринском университете в 1876 году. В том же году он написал свою наиболее важную и влиятельную работу «L’Uomo delinquente» («Преступный человек»), выдержавшую пять изданий на итальянском языке и опубликованную на различных европейских языках.
С 1862 года профессор Павианского университета, а с 1896 года профессор психиатрии Туринского университета и уголовной антропологии (1906) в том же университете.
В 1863 году Ломброзо издаёт свою книгу «Гениальность и помешательство» (русский перевод Г. Тетюшиновой, 1885), в которой проводит параллель между великими людьми и помешанными.
(выдержки из текста: https://www.historymed.ru/encyclopedia/doctors/index.php?ELEMENT_ID=4966 )
[…] Чезаре Ломброзо критиковал взгляды Ф. Гальтона за то, что тот сближал гениальность человека с психическим расстройством. Сам же он опередил Гальтона в этом вопросе. До
Ломброзо и после него многие авторы писали о невротичности гениальных людей, однако его теории суждено было обратить на себя большое внимание. В своей книге «Genio e follia» (1864) («Гениальность и помешательство»), которая наделала много шума и еще при его жизни переиздавалась более 6 раз, Ломброзо выдвинул тезис, что гениальность соответствует ненормальной деятельности мозга, граничащей с эпилептоидным психозом. Причины творческого вдохновения, по Ломброзо, суть эквиваленты судорожных припадков. […]
Действительно, в состоянии экстаза, обрисованного Достоевским в его «Идиоте», которое овладевает иными эпилептиками перед припадком падучей болезни, возникает восторженное состояние, под влиянием которого рождается нечто новое, творческое. …
В поисках общего у помешанных и гениальных Ломброзо пытался доказать, что безумство порой приводит к гениальным творениям. «Между помешанным во время припадка и гениальным человеком, обдумывающим и создающим свое произведение, существует полнейшее сходство», — пишет Ломброзо. […]
Профессор Ломброзо и примкнувший к нему доктор Пальяни из Болоньи заявили, что признают факт передачи мысли на расстоянии. В последнем номере «Архива психиатрии» за 1880 год они представили опыты с неким французом Пикманом, который был выбран для экспериментов не случайно. Дело в том, что он давал публичные представления (идеомоторные акты, подобные тем, которые в то же самое время демонстрировал русский г-н Онофров в Уэстминстерском Аквариуме). Ломброзо утверждает, что в его опытах с Пикманом внушения не проходили обычным путем, то есть по известным каналам чувств, а происходила подлинная передача мысли. […]
В поисках общего у помешанных и гениальных Ломброзо пытался доказать, что безумство порой приводит к гениальным творениям. «Между помешанным во время припадка и гениальным человеком, обдумывающим и создающим свое произведение, существует полнейшее сходство», — пишет Ломброзо. Далее он говорит, что тех и других, вследствие гипертрофированной чувствительности, чрезвычайно трудно убедить или разубедить в чем бы то ни было. Он говорит о способности гениев интерпретировать в дурную сторону каждый поступок окружающих, видеть всюду преследования и во всем находить повод к глубокой, бесконечной меланхолии. Эта способность, считает Ломброзо, обусловлена большим умом, благодаря которому талантливый человек изобретательнее находит истину и в то же время легко придумывает ложные доводы в подтверждение основательности своего мучительного заблуждения. Все эти аналогии автор иллюстрирует на богатом материале. В качестве примеров, подтверждающих его теорию, Ломброзо приводит целый ряд ученых, художников, писателей, поэтов и т.д. […]
Занимался Ломброзо и исследованием способностей медиумов к ясновидению. Сначала он не верил в их способности и даже слушать об этом ничего не хотел. […]
Чезаре Ломброзо довел до общественности свое мнение о спиритизме: «Феномены спиритизма происходят от самих медиумов, но никак не от потусторонних сил». К медиумизму Ломброзо относился крайне враждебно до 1891 года, пока не принял участие в экспериментах с медиумом Паладино. В результате экспериментов он заявил о своем убеждении в реальности явлений спиритизма, но также, что он по-прежнему не признает спиритических теорий. После этого тема спиритизма, во всяком случае в Италии, стала достаточно животрепещущей. […]
Комментарии закрыты.