Уважаемые коллеги, очередной вебинар Центра медицинской антропологии (научный руководитель д.и.н. В.И. Харитонова: ЦМА ИЭА РАН) будет работать 24 марта (пятница) в 16.30 (мск)

Предварительная регистрация по ссылке:

https://medantro.timepad.ru/event/2365446/

 

Основной доклад

«Культы одержимости:

социокультурная проблематика

и эволюция научных подходов»

представляет к.и.н. Н.А. Маничкин

 

Аннотация

Нестор Александрович Маничкин предлагает к обсуждению рукопись своей новой монографии «Невидимые всадники. Культы одержимости глазами ученых», состоящей из трех частей. Первая часть – «От экзорцизма до киберфеминизма: как западная наука трактовала духов и магию» – посвящена развитию различных научных подходов в антропологии религии и смежных направлениях. Вторая часть называется «“Скажи моей лошади” – африканские медиумы на перекрестках культур»; в ней описываются некоторые культы одержимости, их основные характеристики и отчасти история их изучения. Автор сосредоточивает свое внимание на вуду, сантерии, пало монте, кандомбле и зар. Отдельная глава посвящена бвити, культу, который не строится вокруг одержимости, но представляет важный материал в контексте вопроса о различных типах измененных состояний сознания. В третьей главе – «Культы одержимости глазами исследователей: академизм и деколониализм» – анализируются основные аспекты, вокруг которых строятся современные исследования одержимости: целительство, магия, коммуникации, перформанс, власть, постколониальные общества, телесность и гендер.

Из предисловия:

«Задача – создание панорамы взаимоотношений культов одержимости и науки, главным образом, социально-культурной антропологии. Причем в центр внимания я сознательно помещаю миноритарных или странных антропологов, сильно выбивавшихся за принятые в их времена академические рамки и имевших особые отношения с этническими и религиозными сообществами, которые они изучали. Такие исследователи, возможно, не были на вершинах академического мира, а потому о них меньше пишут и говорят, но именно они предвосхитили те научные тенденции, которые стали определяющими к нашему времени, в том числе и деколониализм. Разумеется, в книге уделено внимание и классическим, институализированным антропологам, таким как Бронислав Малиновский, Эдвард Эван Эванс-Притчард, Мелвилл Херсковиц, Эрика Бургиньон или наши современники Дженис Бодди и Майкл Ламбек. Однако в истории постепенного разворачивания антропологии от «расколдовывания мира» к попыткам «открыть его заколдованность заново», в череде выдающихся идей и блистательных имен, в эпопее исследовательских парадигм и методологических подходов мне бы хотелось подсветить имена, которые, пожалуй, связаны, не только с антропологией, но и с миром искусства, и не в последнюю очередь благодаря этому, будучи свободными от научной ортодоксии и кабинетных «смирительных рубашек», смогли честнее, свободнее и  остроумнее проникнуть в «туземные сообщества» с их магией, демонизмом и одержимостью. Это – не только американская исследовательница вуду и кинематографистка Майя Дерен, украинская мигрантка, поразившая когда-то американскую богему своими странными фильмами, сама впадавшая в одержимость и кидавшаяся в этом состоянии холодильником, ставшая автором труда «Божественные всадники: живые боги Гаити», с названием которого я сознательно связал название настоящей книги. Это – также афроамериканская активистка Зора Ниэль Хёрстон, французский поэт и коллекционер Мишель Лейрис, немецкий писатель и путешественник Хуберт Фихте, американский искусствовед Роберт Фаррис Томпсон, кубинская революционерка, ведьма и художница Наталия Боливар Аростеги – все они были одновременно этнологами, а Наталия Боливар творит и здравствует поныне – и еще многие другие, кого я упоминаю вскользь. Названных исследователей, в сущности совсем разных, объединяет важное: они не только не замкнуты в тесном академическом ложе, но и в разное время прилагали усилия для «подрыва» консервативных положений в антропологии изнутри, делали многое для того, чтобы наука пересмотрела сама себя».